пятница, 2 января 2015 г.

Откажитесь от гаджетов

Крис Маккормак

Недавно мы с чемпионом мира Питом Джейкобсом провели неделю на Филлипинах, где оба готовились к одной из лучших половинок «Айронмен» в календаре. Для меня время, проведенное с Питом, это перезагрузка, потому что он очень позитивный и свободный спортсмен, и мы с ним одинаково смотрим на многие вещи в триатлоне. Больше всего в Пите я люблю его природную способность находить хорошее в любой ситуации. К тому же он очень сосредоточен на спорте и разработал удивительную систему, в которой больший упор делается на восстановление и биомеханику тела, а не на физические данные и плановые мощностные тренировки. 

Вместо того, чтобы осуждать гонки, мы поговорили о тренировках. Пит как раз закончил тренировочный цикл с группой спортсменов, которые были в восторге от его умеренной программы, о которой он сам говорит следующее: «Многие спортсмены так одержимы формой и количеством, будь то мощность, километры или тренировочные циклы, что забывают о своей главной цели – быть лучшим в день гонки». Мне понравился наш разговор и это укрепило меня во мнении, что многие триатлонисты иногда так увлечены тренировочным процессом, что не видят общей картины со стороны.  






Ключом к успеху является умение найти лучший баланс между тремя видами спорта и максимально раскрыть свой потенциал. Я никогда не мог понять, почему людям так важно знать, кто первым финишировал на велоэтапе или показал лучшее время в каждой из трех дисциплин. Победитель пересекает первым черту, а работа над собой сводится к тому, чтобы сократить общее финишное время. Это требует сбалансированного подхода и общего анализа ваших возможностей в спорте через каждую дисциплину.   

Когда я начинаю тренировки, неважно для какой дистанции, я, в первую очередь, стараюсь почувствовать скорость, к которой готовлюсь. Я редко пользуюсь пульсометром и датчиками мощности. Я понимаю научный подход, который стоит за этими приборами, но в том-то и дело, что это просто приборы. Я давно осознал, что секрет совершенствования заключается в доверии к собственному темпу и нагрузкам. Было приятно услышать, что Пит разделяет это мнение и отдает большую роль «субъективно воспринимаемой мощности» в структуре тренировок.    

Если вы попросите меня бежать в тяжелом темпе, я знаю, что такое тяжелый темп для меня. Должен ли я доказывать цифрами то, что мне тяжело? Нет. Все что нужно я понимаю из ощущений. Люди, которые привязываются к гаджетам теряют способность оценивать свой темп самостоятельно и верят только тому, что им говорят «приборы». По мне, это ужас. Тренировки нужны для того, чтобы научить вас видеть свои границы и постепенно эти границы отодвигать. Нужно уметь чувствовать эти критерии и понимать, где ты находишься. Так развивается уверенность и свобода. 

Я не умаляю значения гаджетов, но иногда их нужно оставлять дома, чтобы научиться доверять себе. Тренеры любят ими пользоваться, потому что благодаря показателям они могут планировать, как улучшить ваши результаты, но излишние доверие гаджетам может навредить. Позволяйте себе хотя бы несколько раз в неделю работать, используя субъективное восприятие.  

Когда я приезжаю в новый город, я часто проверяю себя так: засекаю время и выхожу на часовую пробежку, а по возвращении проверяю, насколько точно я рассчитал время. Я не беру с собой часы и не задаю себе никакого темпа и усилия. Чем в лучшей я форме, тем лучше я чувствую время. В начале сезона мой час равен 45 минутам. Невероятно насколько субъективное восприятие иногда отличается от реальных показателей. Сейчас я уверен, что смогу довольно точно отмерить 16 км без гармина и пробежать полтора часа без часов. Я с удовольствием тренируюсь таким образом каждую неделю, и чем больше я тренируюсь, тем больше ощущаю гармонию со своим телом. Подобное ощущение – ваша главная сила на гонке.  

Если вы используете гармин или что-то похожее, я бы еще рекомендовал периодически отключать все звуковые оповещения и бежать 10 километров, никуда не подглядывая. Когда вам кажется, что вы пробежали дистанцию, остановитесь и проверьте, насколько точно вы определили темп и пройденное расстояние.  

Я с удовольствием «свободно» побегал с Питом за два дня до той гонки. Я был рад узнать, что у нас очень близкий принцип тренировок. Все мы приходим в триатлон не просто так, и часто наше стремление совершенствоваться многое усложняет. Когда мы вдруг решаем, что наука в спорте очень важна и начинаем тренироваться, используя многочисленные инструменты, то часто воспринимаем такие «свободные тренировки» как что-то недостаточно серьезное. В большинстве случаев это заблуждение. Зная свои физические возможности и получая удовольствие от всего, чем вы занимаетесь, вы сможете лучше бегать на длинные дистанции. Я знаю, что именно такой подход привел меня к успеху, а Пит учит нас, что свобода тренировок и определенная свобода от гаджетов может оказаться главной ценностью этого спорта. Попробуйте.  

Комментариев нет: